Камбоджа в заметках
2007 год
Тайланд
22.09 Прилетели в Бангкок в 11:00. В Паттайю приехали где-то часов в 15:00. Заселились, погуляли по городу. Созвонился с дайв-клубом договорился по поводу дайвинга. Вечером погуляли по ночному городу и ознакомились с ассортиментом в торговом центре. На следущий день в 09:00 пришли в дайв-клуб. До бота нас доставили на каком-то полузатопленном рыбацком корыте. Сам бот вполне сносный, но хуже египетских. До островов пилили часа полтора-два, по дороге останавливались и ждали технаря (курс-директора местного), пока тот занырнет на рэк. Меня что-то расколбасило, хотя волнение не сильное было, видимо усталость переезда сказалась. Ушли под воду где-то около 12-ти. Проверил свежекупленный бокс. Поснимать под водой не удалось, так как при сборке ошибся и неправильно установил один рычаг в боксе, но не жалею – снимать было нечего. Скучный дайв, рыбы почти нет, мутновато. Видимость скакала от 20см до нескольких метров. На второй дайв не пошел, т.к. мутило конкретно, да и смысла не видел. Полежал, позагорал. Как в последствии оказалось – это был единственный раз, когда я загорал в этой поездке. Вообще, поговорив с гидом, я для себя решил, что из Паттайи в зоне разумной досягаемости смотреть под водой нечего, только деньги переводить. Один день дайвинга стоит 70$, аренда оборудования входит в эту стоимость. В город вернулись часов в 17.
Граница
Граница Один день по расслаблялись и хватит, надо было выяснять как добираться до Пой Пета. Поехали на автобусную станцию(north bus station), там выяснили, что первый автобус отходит в 07:30, стоимость 170 бат. Купить заранее билет нельзя, но по заверениям кассира, в 7 часов можно без проблем купить билеты. На том и порешили. Для поездки в Камбоджу по плану было всего 4 дня, с учетом приезда и отбытия. При чем надо было билеты на самолет в Сиам Риапе купить до Луангпробанга(Лаос). Еще в Питере принял решение брать гида, так как целью был не только Ангор, но и Preah Vihear с попутными посещениями, до которого от Сиам Риапа пилить и пилить. К счастью удалось ангажировать Вирака, у него как раз 4-х дневное окно обнаружилось. Если кому интересно про Вирака читайте на http://forum.awd.ru или в личку с вопросами. Так вот, с Вираком была договоренность встретиться после границы в районе 12 часов, так что выезд в 7:30 устраивал как нельзя лучше. Недолгое расслабление в бассейне, ужин и массаж были приятным завершением тайского дня. Подъем в 5:30, сборы, завтрак, тук-тук(местная разновидность такси) и мы на автобусной станции. Улыбчивый кассир обрадовал нас информацией: все места на автобус проданы, а следующий уходит в 8:30. Потом мы уже сообразили, что воскресенье и местные марковки (проститутки) расползаются по домам. Купили на следующий бас, делать все равно было нечего. Цена оказалась уже 220 бат. Автобус, который должен был уйти в 7:30 ушел часов в 8-мь, наш ушел раньше времени минут на 10. Так и ехали наши два автобуса паровозиком весь путь до границы. От Паттайи до Пой Пета ехать 4 часа 30 минут. Автобусная остановка не на самой границе, а километрах в 5ти. Пришлось еще на тук-туке до нее добираться – 40 бат с человека. Водила пытался остановиться около “помощников” по оформлению виз. Был послан. Второй раз он остановился около группы людей и сказал, что граница. Мы вышли и нам стали опять впаривать визы, но сначала мы подумали, что это официальные представители, все поставил на место вопрос цены – 1000 бат. Были посланы. Метров 500 пришлось топать на своих двоих, тук-тукер свалил пока разбирались с помогальщиками. В сторону границы тянуться вереницы камбоджийцев с телегами загруженными всяким барахлом, даже фруктами, которых в Камбодже, казалось бы, должно быть не меньше. Причина проста – гражданская война разрушила всю ирригационную систему страны. Если при Пол Поте снимали по три урожая в год риса, то теперь максимум один. Тайскую границу прошли без проблем за 5 минут. Вышли в зону между двух границ. Надо сказать, примечательное место, там все заполонено казино, т.к. в Тае, как я понял, казино запрещены, вот и был найден такой выход из положения. Мини-город с такси и отелями. Указателей где брать визу, нет. Но вокруг полно мух-помогателей, честно говоря, утомились их посылать. Наконец-то был найден “Виза сервис”, заполнены анкеты и прикреплены фотографии. На стене объявление, что виза туристам 20 баксов. А с нас начинают трясти опять 1000 бат и плюс еще 20 баксов. Смотрю, какой-то иностранец оплачивает. Я в задумчивости, но чувствую, что кидалово. Ребята сидят в сервисе вроде официальные, полиция итд. 10 минут с ними попререкался, плюнул и позвонил Вираку. Он через 10 минут подошел и на местном диалекте с ними побеседовал. Сошлись на 25 баксах. Отдали паспорта и через 5 минут стали обладателями виз. На границе еще 5 минут на анкету и, наконец, мы в Камбодже.
Камбоджа
Согласно плану, мы должны были ехать в Сием Риап, по дороге заехав в храм Бантей Чмар. Но, обсудив с Вираком наше желание вылететь в Лаос из Сиам Реапа, мы приняли решение изменить план и оставить посещение Ангор Вата на последний день, так как, согласно расписанию, вылет в Луангпробанг только в 15 часов, и осмотреть основные 4 храмовых комплекса мы вполне успевали. Единственная проблема – авиабилеты, но их удалось забронировать по телефону через Вирака. Перелет Lao Airlines из Сиам Риапа до Луангпробанга с промежуточной посадкой в каком-то пограничном городе обошелся в 145 баксов. При покупке в аэропорту он обошелся бы в 135. Предварительный план выглядел следующим образом. От границы мы отправляемся к Бантей Чмар, осмотрев его, выезжаем в Сиам Риап для ночевки, откуда рано утром выдвигаемся к Преах Вихиру, там осматриваем храм, смотрим закат и ночуем. Утром выдвигаемся обратно в Сиам Риап по дороге посещая еще четыре достопримечательности, о которых позже, и ночуем опять в Сиам Риапе. Рано утром, в 5 часов, выдвигаемся смотреть восход к Ангору и осматривать 4 храма, и к 14 часам прибыть в аэропорт. В принципе, план был выдержан в ближайшем приближении, о некоторых отклонениях, я по мере написания отчета расскажу. Я конечно читал, что в ЮВА проблемы с дорогами(Тай в расчет не берем), но реальность оказалась жестче чем я себе это представлял. Нам повезло, что сезон дождей в этом году оказался жаден до влаги, и осадков выпадало значительно меньше, чем в предыдущие года. Дорога от Пой Пета до Сиам Риапа – обычная грунтовка, напрочь разъезженная автомобилями, а во время дождя – это просто болотный тракт. Впрочем, эта дорога еще очень даже ничего, как мы потом поняли. Все дни в Камбодже чувствовал себя коктейлем в шейкере, причем постоянно. Счастьем были несколько часов на второй день, когда мы проезжали окрестности Сиам Риапа по асфальту и платной грунтовке. Точное время, которое занимали переезды, я не замерял, поэтом в дальнейшем я буду оперировать приблизительными отрезками времени. Через часа полтора после прохождения границы, остановились в какой-то деревне поесть, там у нас состоялось знакомство с камбоджийской пищей, которая в основной массе состоит из риса и соевого соуса, рис можно заменить макаронами…из рисовой муки. Рис перемешивают с маленькими кусочками мяса говядины, свинины или курицы. Курицу в таком виде не рекомендую, так как это не мясо курицы, а потроха и кости. Оптимальным вариантом для себя посчитал говядину, так по большей части и питался. В качестве напитков нам выдали чай и стаканы со льдом. Сахара нет. Приборы многоразовые, в том числе и палочки, подаются в стакане теплой воды. Так что если такой вариант не устраивает, берите приборы с собой или салфетки для дезинфекции. Поесть на человека -доллара 2-3.
Бантей Чмар
После обеда выехали к Бантей Чмар. Куда приехали уже в сумерках, т.е. дорога заняла часа три с половиной. До данного храма туристы добираются не часто, по словам Вирака, буквально 1-2 человека за несколько месяцев. А посмотреть есть что. К сожалению, мы уже в сумерках добрались, и ползали по обломкам впотьмах. Посмотреть смогли очень небольшую часть храма (площадь храма, если мне не изменяет память 800м на 1,5 км), но увидели основную достопримечательность - изображение 1000-рукого Будды. Как я понял, единственное подобное изображение Будды. В конце 90-х солдаты, которые занимались разминированием храма, хотели украсть стенку с изображением, но были пойманы на границы. Стену восстановили. Вообще, восстановлением храма никто не занимается, он находится на так называемой консервации. Т.е. его просто никто не трогает. Единственное, что было сделано – разминирование территории, но до их пор там много мест, где ходить не рекомендуется – все вокруг завешано табличками с предупреждениями о минах. Во времена гражданской войны храм получил наибольшие разрушения за весь период своей жизни, даже кладоискатели не так над ним потрудились. На территории комплекса располагались базы то повстанцев, то правительственных войск. И, соответственно, то одни, то другие обстреливали территорию и минировали. Ползая по обломкам, сложно не заметить камни, раскиданные взрывами. Варвары. Пока исследовали развалины, окончательно стемнело. До Сиам Риапа далеко, в темноте ехать так долго не хотелось, поэтому единогласно была принята поправка к плану – ночуем в близлежащей деревне (Самронг). Пару часов езды и мы приезжаем в достаточно большую деревню, там даже есть гостиница, которой обычно пользуются контрабандисты, т.к. рядом граница с Таиландом. За 2х-местный номер отдали 15$ вроде бы. В номере был даже душ, правда, горячей воды там нет в принципе. Кстати, как сказал Вирак, еще семь-десять лет назад ночью в том районе не ездили даже местные жители. Постоянно происходили нападения и ограбления. Но после принятия закона о персональной ответственности старост деревень за подобные происшествия, количество ограблений резко сократилось и сошло практически на нет. Так как Камбоджа – страна маленькая и все про всех все знали, и уж старосты тем более знали, кто промышляет разбойничеством. А в большинстве случаев этим занимались военные, родом из соседних деревень.
Деревня и дорога до Преах Вихира
Следующий день начался для нас в 5 часов. Согласно плану, весь день мы должны были посвятить переезду и закат встретить на горе близ Преах Вихира. После нескольких часов поездки, Вирак предложил срезать путь. Но он предупредил, что сам этой короткой дорогой поедет в третий раз за всю жизнь, причем первые два раза, проехать не удалось. Но в этом году осадков выпало мало, и у нас появлялся шанс. Плюс ко всему, нам удалось бы проехать через деревню, куда не заглядывал еще ни один иностранец. Такой шанс упускать было нельзя, и мы согласились. Нам повезло, мы проехали сложный участок и попали в деревню. Было забавно смотреть, как дети разбегались от нас, когда мы вылезли из машины – два больших белых чудака. Посмотрели, походили, сделал несколько фотографий, поулыбались местным и продолжили путь. Днем у нас появились проблемы с автомобилем - он закипел. Пока Вирак с водителем решали проблему замены жидкости в радиаторе, мы бродили вокруг, и я фотографировал все подряд. Огорчало только одно – автомобиль. Стало понятно, что проблема будет перманентной и график поездки придется менять. Но хотелось верить в лучшее, по всем расчетам у нас был запас времени. Но в планы вмешалась еще одна проблема – дорога. Когда закончилась платная грунтовка, началась полная жесть. Скорость движения упала катастрофически. В некоторые ямы наш джип влезал, чуть ли, не с крышей. И тут мы начали молиться, чтобы не начался дождь. Один хороший дождик и наше пребывание в стране затянулось бы на непредвиденный срок. Медленное и печальное движение только усугубило проблему с перегревом автомобиля, он стал закипать каждые полтора-два часа. Чистой воды для заливки в радиатор не напасешься, поэтому в ход пошла вода из канав вдоль дорог, пропущенная через тряпку. Местные жители наладили хороший бизнес. Так как дороги не ремонтируются (хотя строятся новые мосты через проблемные участки, но реконструкция дорог только в самом зачаточном уровне) и появляются промоины, через которые даже на джипе не проехать в сухой сезон, то предприимчивые граждане бросаю через промоины бревна, и за деньги пропускают автомобили. Если не оплатишь проезд – уберут бревна и делай, что угодно, хоть перелетай. Когда стало смеркаться, а до конечной на сегодняшний день точки нам еще предстояло ехать и ехать, мы поняли, что с закатом на горе можно распрощаться.
Преах Вихир
До ночлега мы добрались только часов в 9ть вечера. Это была самая экзотичная гостиница, которую я видел. Барак длинной метров 40, с комнатками по обе стороны коридора. В конце барака туалеты, совмещенные с душами – комнаты с дырками в полу и бочками с водой. Т.к. электричество в поселке от аккумуляторов и генераторов, то его экономят и включают с 6-ти до 10-ти часов вечера. Фонарик – наше все. Подъем в 4:30 – решено встречать рассвет на горе. На вершину, конечно, можно и пешком добраться, но тогда нет смысла ложиться спать. Самый оптимальный способ – на мокиках за спиной у местного “шумахера”. 20-30 минут страха и вы на вершине. Во время подъема, не знаю уж почему, вспомнились шатающиеся над обрывом ослики в Петре… Когда ночь отступила, нам открылся… нет, не вид на потрясающие воображения окрестности, а плотная пелена тумана. Каламбурно говоря - рассвет нам не светил. Но зато получились отличные фотографии храма. Непередаваемые ощущения испытываешь, когда бродишь по развалинам в густом тумане, на ум приходят эпизоды из фильмов ужасов и прочая мистическая чепуха. До появления редких туристов, которые проходят со стороны Таиланда еще несколько часов и можно ходить в тишине храма, представляя его былое величие. Вошедшее в полную силу солнце, разогнало туман, мистический дух храма пропал, и остались просто развалины. Я не жалею, что рассвет нам посмотреть не удалось, взамен мы получили гораздо более яркие и незабываемые впечатления. Только ради туманного Преах Вихира стоило проделать весь путь из Таиланда. Обратный путь - ставшие уже родными камбоджийские колдобины, озера с лотосами и на горизонте сверкающие молнии, предвещающие тропический ливень. Хорошо, что мы с ним разминулись на один день, а то могли либо посвятить изучению Преах Вихиру еще несколько дней, либо вообще до него не добраться.
Прасат Тхом, Прасат Брам, Кох Кер и Бэнг Малеа
Во второй половине дня мы добрались до, так называемых, “дальних” храмов. Дальние они, конечно, для тех, кто дальше Ангор Вата выбирать не собирался. Расположены они в 100 км. от Сиам Риапа, дорога от города была реконструирована в 2004 и состояние дороги, по меркам Камбоджи конечно, хорошее. Там мы посетили Прасат Тхом, Прасат Брам, Кох Кер и Бэнг Малеа. Все знают, что пирамиды есть в Египте, многие знают про мексиканские пирамиды. А кто знает, что пирамиды есть в джунглях Камбоджи? Я вот тоже не знал до этой поездки. Ступенчатая пирамида 35 м. в высоту, гробница одного из самых загадочных ангкорских правителей. Говорят, что проклятие императора Джаявармана IV(X в.) хранит пирамиду от искателей приключений и археологов. Кох Кер, где расположена пирамида, был столицей Кхмерской империи. По словам Вирака, пирамида является практически точной копией мексиканских пирамид, только в два раза меньше. Не знаю, можно ли в Мексике ползать по пирамидам, но тут я не смог упустить такой возможности. Вид с высоты отменный – от горизонта до горизонта бескрайняя зелень джунглей. Бенг Малеа - уникальный храм XII в, целиком покрытый искусной резьбой и поглощенный джунглями, храм остался в том виде, в котором его открыли исследователи. Расположен в 77км от Сиам Риапа. Когда мы добрались до храма, солнце уже подкатывалось к горизонту. Приближающиеся сумерки затруднили процесс фотографирования. Храм знаменит еще тем, что на его территории снимался фильм “Два брата” про двух тигров. Запомнил храм очень хорошо – скакали по мокрым замшелым камням как сайгаки в степи. Чувствовал себя первооткрывателем храма. Передвигались не только по земле, но и по стенам и крышам храма, т.к. до многих мест по-другому просто не добраться. Я слабо представляю, как там будут передвигаться организованные туристы через несколько десятков лет, разве что для них просто закроют доступ к некоторым местам храма. Оказывается, крабы живут не только в море, но и в джунглях – поезда оказалась познавательной не только в вопросах архитектуры и истории кхмеров. Да, забыл сказать – дорога к храму идет сквозь джунгли, соответственно вдоль дороги все увито лианами, на которых можно отменно повисеть и посмотреть на окружающую действительность с ракурса, столь привычного для предков человека. Очень красивый закат над озером с лотосами приятно завершил экскурсионную программу по Бенг Малеа.
Сиам Риап и Ангор Ват
Оставшийся путь до Сиам Риапа проходил уже в темноте. Заселились в гостиницу в центре города, если я правильно понял. Точно сказать не могу, т.к. знакомство с городом было в этой поездке поверхностным. Единственное, что запомнилось в гостинице – огромное количество небольших ящерок на стенах и потолке в коридорах гостиницы. В номерах я их не видел. Точно такие же ящерки мне попадались на стенах в ресторанах Лаоса. Ночная прогулка за фруктами, кстати, очень дешевыми, завершила этот длительный и насыщенный день. Завершающий день пребывания в Камбодже опять начался в районе 5 утра, но за эту поездку, мы уже обвыклись с таким графиком и особых трудностей нам это не доставило. Позевывая, залезли в джип и поехали к главному чуду Камбоджи, претенденту на новое чудо света – Ангор Вату. Особо распространяться про Ангор Ват не буду, в интернете много разных текстов описывающих самое посещаемое туристами место в Камбодже. А из общих впечатлений скажу – храмы впечатляют, простите за тофталогию. Но после той свободы, которая была при осмотре храмов в глубинке, ограничения Ангор Вата навевали тоску. Да, благодаря Вираку, нам удавалось найти места, где можно было поползать по стенам и крышам, но, честно говоря, таких мест маловато. Говорят, еще в 2003-м по храмам можно было передвигаться без ограничений. Самое ужасное для меня – толпы туристов. Сфотографировать видовую открытку просто нереально. Японцы, корейцы и китайцы создают просто нереальную массовку. Особенно запомнился момент, когда я хотел сфотографировать место, где снимали кадры фильма Томб Рэйдер. Минут тридцать ловил двухсекундную паузу между туристическими потоками. К счастью, зная расписание стандартных туристических групп, Вирак сглаживал “эффект толпы”. Мы старались ходить в противофазе. Так что, мои рекомендации – при возможности, посетить сначала Ангор Ват, а потом дальние храмы. Обед, короткая прогулка по лавкам и мы едем в аэропорт. Там нас обрадовали, что в стоимость билетов аэропортный сбор не входит и попросили еще по 20 баксов с носа, кстати, самый большой взнос, который я платил. И вот, мы в самолете авиакомпании Lao-air...