Иордания в заметках
Попасть в Иорданию можно многими путями. Я выбрал дорогу через Египет, так как совмещал с дайвингом в Красном море. Такой вариант конечно же интересен, но сопряжен с некоторыми трудностями. Одному пересекать границу совсем грустно, поэтому рекомендую собрать компанию, в которой можно было бы делиться впечатлениями об окружающем мире.
Часть 1: ГраницаВо время предварительного штудирования Интернета, ни о каких особых проблемах при пересечении границы Египет/Иордания никто не писал. Все очень просто – приезжаем в Нувейбу, берем билет, садимся на паром и вот уже радостно попираем землю королевства. Но это в теории, так сказать – сферический конь в вакууме. На практике все слегка не так оказалось. Первая засада – нет никаких данных о времени отправления парома, потом то мы поняли почему, но в тот момент присутствовала некоторая озадаченность. На сайте перевозчика есть некие цифры, но очень странные, типа время отплытия позже времени прибытия, что, учитывая отсутствие разности по времени у государств, немного смущает. Из других источников время отправления варьировалось от 12 до 15 часов. Так, усреднив примерное время отправления и время в дороге, решено было выехать часов в 10. Уже выехав из Шарма решили проверить все ли документы с собой. И естественно, обнаружилось, что не все. Не было ваучеров на отели в Иордании. Вернулись в гостиницу, перевернули вверх дном два номера, нашли уборщика – результатов ноль. После некоторых дедуктивных размышлений поехали в клуб. Предыдущим вечером, в дайв-центре мы оставили часть шмоток, которые явно в предстоящем путешествии не пригодятся. И действительно, документы были найдены в “лишних” вещах. Дружно выдохнув, вновь тронулись в путь. На все про все убили больше часа времени. Оставалось надеяться, что паром все-таки не в 12, а в 14-ть часов. Далее рассказ будет более детальный, т.к. на просторах интернета я не нашел подробных описаний, а может кому и пригодиться, т.к. самим пришлось слегка потыкаться и помыкаться. В порт добрались в начале второго, почти без экстрима на дороге. Очередь в кассу была, но маленькая человек 5. Правда, почти все с несколькими паспортами стояли. Билеты выдавались ну очень медленно, минут 30 там стояли. После нас к кассе так никто и не подошел, что нас слегка насторожило. Но билеты нам все-таки достались, после звонка араба на кассе непонятно кому. Так что, если кто решит ехать в Иорданию паромом, приезжайте заранее, чтобы не остаться без билета и не проводить увлекательных суток в порту. Билеты на быстрый паром вторым классом стоят 50 баксов, плюс пошлина 50 фунтов. После калькуляции вычислили, что баксами выгоднее платить. На медленный - 35 баксов, но он идет 4 часа вместо полутора и условия спартанские. Но, хочу сказать, не факт, что на быстром пароме вы окажитесь в Иордании действительно быстрее, об этом позже. С паспортом и билетом в руках проходим к воротам, где опять таки наблюдается очередь, но достаточно шустро хвост очереди втягивается в проходную, где проверяют билеты и сканируют багаж. К иностранцам не арабского происхождения, видимо потому, что таковых очень мало, относятся благодушно и все процедуры проводят ускоренно. Порт представляет собой большую территорию с несколькими административными зданиями, скамейками под навесом и зданием, где проходит пограничный контроль и находиться зал ожидания. Чтобы попасть внутрь надо пройти мимо скамеек и обогнуть здание. По дороге советую заглянуть в туалет, там он вполне приличный, чего не сказать о том, который внутри. Войдя в здание, слева и справа располагаются окна непонятного назначения, рядом с которыми можно найти иммиграционные карты. Для иностранцев карты красного цвета. Далее все как в аэропорту при отлете – гасят визу и пропускают в зал ожидания. Что представляет собой зал ожидания – ангар, забитый арабами под самую завязку, причем забит – это не совсем то слово. В проходах на полу самые продвинутые спят на тряпках. Шум и гам стоит непередаваемый. В окнах воткнуты кондеи, часть из которых даже работает, но толку от них, как от комара согревающего зал своим дыханием. Температура в ангаре где-то градусов 55 по Цельсию была, может и выше. Так и стояли мы в этом ангаре несколько часов, ожидая непонятно чего. На улицу никого не выпускали. Ждали все автобусы, на которых и отвозят до парома. Спустя где-то часа 2 мы прорвались на улицу к автобусам, которые там таки стояли. Мы даже в них загрузились. Кстати об автобусах, это некое чудо техники типа Икаруса, которое помнит еще Куликовскую битву видимо. Окна не открыть, народу как селедки в бочке. Сидячих мест почти нет. Устроились на корточках рядом со стенкой. Непередаваемое ощущение сауны. Мы сидим, автобусы стоят. Проходит минут 30 - мы сидим, а они все так и стоят. В эти минуты можно было только благодарить Всевышнего, что с нами не было женщин и детей. Народ не выдерживает, все выходят из душегубки на прохладный ветерок и мягкие +50 в тени. Поражает полная апатия местных жителей к ситуации. Видимо для них – это обыденность. Потусив еще минут 30 вокруг стоящих автобусов, решено было взять полицию в оборот и выяснить ситуацию. Максимум, что от полиции удалось добиться – посадили в первый автобус очереди. Ну не посадили, конечно, а поставили, но условия были чуть лучше – стояли только в проходе, все остальное сидячие места. Прошло еще минут 30 и мы, наконец, тронулись с места. Ура! Ехали от силы минут 5-7. Знали бы мы – пешком бы прорывались нах. Вещи заставили сбросить на нижней палубе, там, где перевозят автомобили, наверх только ручная кладь скромных размеров. Хотя видел людей с небольшими рюкзачками. Вдоль бортов была навалена внушительная гора вещей. За сохранность и целостность никто не несет никакой ответственности. Если кто не совсем удачно пристроил сумку, то она тут же летит от руки служащего по баллистической траектории в другое место. Перевозчик – иорданская фирма, т.е. с момента попадания в салон парома начинаешь чувствовать себя человеком, а не животным. Места в меру комфортабельные, работают кондеи и телевизоры. В таких условиях очередные часа 2 ожидания пролетели почти незаметно, видимо на контрасте с предыдущими часами. Ланч, как оказалось, в стоимость билета не входит и покупается отдельно за 25 фунтов(2 чизбургера(без мяса), банан и 200 г. сока). Около 20ти часов мы наконец-то тронулись в путь. В эти то минуты мы и поняли, почему так и не смогли увидеть расписание движения паромов. Нет такого расписания в принципе. На тот момент ситуация складывалась не ахти. Порт города Акабы, куда прибывает паром – это не конечная точка нашего путешествия в этот день. Нам нужна была столица – город Амман, расположенный в 350 км. от Акабы. А на часах по прибытии в Иорданию уже одиннадцатый час ночи. Во время посадки на паром забирается паспорт и выдается кусок бумаги, именно кусок, т.к. он просто оторван от непонятно чего. На бумаге имя и фамилия, а также печать. Именно с таким документом и приходится вступать на территорию Иордании. К парому опять подгоняют автобусы, которые почти не пришлось ждать. В порту мы и еще несколько иностранцев забираем свои паспорта уже с визами и идем на таможенный досмотр. К иностранцем опять таки все относятся более менее лояльно. И вот, не прошли еще эти сутки, а мы уже в другой стране.Часть 2: ТаксистыГлавное западло Иордании – это таксисты. На этом мы убедились на своей шкуре. Вообще, по плану мы должны были приехать в Иорданию, взять такси до автобусной остановки Джет и ехать в Амман. Но так как “переход” границы затянулся, автобусная станция с нормальными автобусами закрылась. У нас нарисовалась дилемма. Либо автобусом другого перевозчика больше чем за 5 часов, либо на авто, но за 4-ре. Но и здесь несколько вариантов – такси государственное(такса 15 динаров с носа), такси частное зарегистрированное(как сторгуешься), частник (как сторгуешься). Самое дешевое - частник, но не без риска. У частника белые автомобильные номера, у остальных же зеленые. Частники не имеют права перевозить за деньги людей, теоретически полиция может остановить и высадить на дороге. Сели уже в частное такси, но тут выяснилось, что нет кондея и едим не одни в салоне, т.е. еще подсаживают народ. Найден был простой частник с минивэном, который за 10 динар с носа обещал довезти до гостиницы и без попутчиков. Сели, поехали. В итоге, через 10 минут у нас нарисовались попутчики, мы в удивлении. Таксист морду чемоданом и типа ничего не знаю. Высаживаться нам уже без толку, вокруг пустынно и ночь. Искать автомобиль - перспектива еще та. Плюнули на это и поехали дальше. Так как Акаба является свободной экономической зоной, то въезд и выезд контролируется военными. Проверяют, кто что везет. После поста – прямое ровное шоссе до самого Аммана. Дороги отличные, разметка снабжена свето отражателями там, где нет освещения. Большую часть дороги я дремал. В четвертом часу мы наконец-то подъезжаем к Амману, но тут выясняется, что везти до гостиницы нас не хотят, а высадят рядом с такси. Мы возмутились и пригрозили, что бабло не отдадим, не все, а то, что уйдет на такси. Нас стали убеждать, что с таксистами водитель договориться и оплатит нашу поездку. На том и порешили. Мозг после путешествия работал с напряжением, поэтому момент договора с таксистом прошляпили. И уже после приезда в гостиницу он выкатил нам счет в 5 динар (вообще это стоит максимум 2, но он кричал, что ночная такса). Кто из двух таксистов нас обул – это вопрос. Но мне кажется, что оба. Один с тем, что не довез до гостиницы и не оплатил такси, а второй на повышенной таксе. Поэтому повторюсь: таксисты – главное западло в Иордании, готовы вас обуть и навариться при любом раскладе. Кстати, если ищете гостиницу, не спрашивайте у таксистов и не пускайте их с собой в гостиницу. Все. Мы в отеле Амра Палас. Расслабились. Да не тут то было – брони на нас не находят. Повторяю, 5-й час ночи. Но все хорошо закончилось, в отеле вошли в наше положение и заселили, оставив разбирательства на следующий день. Спать ложились с надеждой, что это был самый тяжелый и геморройный день отпуска. А на 10 часов утра у нас заказан автомобиль, дабы мы продолжили свое путешествие... PS: 100$ = 71JDЧасть 3: Горный путьО достопримечательностях я стараюсь рассказывать под фотографиями. А вот один момент расскажу в этих заметках. Петра - набатейский город, расположенный в 262 км. к югу от Аммана. Является самой известной достопримечательностью Иордании. Особенность Петры составляет его удивительное местоположение в самом сердце пустыни. Город расположен в горах, которые в зависимости от времени суток окрашиваются в розовый, темно-красный, пурпурный или оранжевый цвет. Петра тянется вдоль долины реки Вади Араба, от Мертвого моря до залива Акаба на Красном море. Добраться от Аммана можно за три часа по новой Дороге Пустыни или за пять часов по более живописной, старинной Королевской дороге. Но так как мы путешествовали своеобразно и не могли избежать трудностей, то был выявлен еще один путь в предместья Петры. По дороге идущей вдоль Мертвого моря (Dead Sea Highway). Живописность Королевской дороге меркнет на фоне данного путешествия. Ни на одной карте, которая были у нас, не обозначивалась связь с Петрой. Возможно, кому-то пригодится в дальнейшем, поэтому я дам карту (прикреплена к данному тексту), как можно попасть в Петру с побережья Мертвого моря. Но предупреждаю – дорога опасная, машин там нет, если что случится, помощь ждать долго придется. Дорога горная с опасными участками, ночью можно куда-нибудь и упасть (как-то чуть не упали сами). Ночью ехать не рекомендую, зело стрёмно. Бензин заправьте побольше, тратится в горах быстро. На парах бензина, не зная дороги, и ночью не рекомендую ехать категорически, поверьте личному опыту. Не ошибитесь с поворотом в горы с шоссе, если вы попадаете в деревню, значит ошиблись. В деревне вам никто ничего не скажет, английский на ужасном уровне знал только один житель. Бензина там нет. Белых, видимо, никогда не видели. Ориентиром поворота будет заправка с правой стороны шоссе. На ней и заправьтесь. После нее через некоторое время будет КПП, и за ним поворот налево в горы. Это то, что нужно. Ехать долго. Если у вас будет GPS, не пугайтесь, если заметите, что Петру вы объезжаете по кругу несколько раз с радиусом в десяток километров – это нормально. Огни жилищ, которые иногда заметны на вершинах гор – это не Петра, но от них до Петры не очень далеко, и почти есть цивилизация. Бензина там нет.